Использование электронных средств обучения
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.
Электронные средства обучения (ЭСО), используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.
Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:
- обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
- компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;
- компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
- автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;
- автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.
Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.
Возможные варианты проведения уроков с использованием ЭСО:- класс разбивается на
2-3 группы, одна из групп направляется в компьютерный класс, а затем через10-15 минут ее сменяет следующая; - вся обучаемая группа находится в помещении компьютерного класса, а непосредственно с компьютерами работает в определенные отрезки времени только часть учащихся;
- в классе постоянно находятся
2-3 компьютера.
Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.
Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО учителя должны руководствоваться нормативными документами.
При проведении занятий в компьютерном классе обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером на протяжении урока. Продолжительность занятий с использованием персональных компьютеров зависит от возраста учащихся, технических данных компьютеров, характера и сложности выполняемой работы.
Длительность работы за компьютером не должна превышать:- на развивающих игровых занятиях: для детей 6 лет — 10 минут, для учащихся 2-4-х классов — 15 минут, для учащихся 5-7-х классов, имеющих навыки работы с компьютером, — 20 минут;
- на уроках информатики: у учащихся 7-8-х классов — 25 минут, у учащихся 9-10-х классов — 40 минут.
Для предупреждения развития переутомления при работе с компьютером необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
- устраивать перерывы после каждого академического часа занятий, независимо от учебного процесса, длительностью не менее 10 минут;
- проводить во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
- проводить упражнения для глаз через каждые
20-25 минут работы с использованием компьютера; - для снятия статического напряжения должны осуществляться физкультурные минутки в течение
1-2 минут целенаправленного назначения или организованно при появлении начальных признаков утомления; - для снятия общего утомления следует проводить физкультпаузы во время перерывов в течение
3-4 минут.
Факультативные занятия с использованием персональных компьютеров должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.
Рекомендации по эффективному использованию ЭСО
С целью оптимизации использования ЭСО рекомендуется в общеобразовательных учреждениях иметь следующую документацию:
- журнал использования ЭСО в образовательном процессе;
- журнал учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО (включая мультимедийные презентации, разработанные педагогами).
Примерная форма журнала использования ЭСО в образовательном процессе:
№ п/п | Дата | Учебный предмет | Название ЭСО | Класс, тема урока | Ф.И.О. учителя | Примечание |
Примерная форма журнала для учета имеющихся в образовательном учреждении ЭСО:
№ п/п | Название | Разработчик | Год разработки | Краткое описание (аннотация) | Место хранения | Примечание |
В соответствии с решением заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь от 24.06.2009г. рекомендовано увеличить загрузку компьютерных классов в учреждениях образования до 45 часов в неделю, уделив основное внимание внедрению ЭСО по учебным предметам.
Школьная библиотека — центр информационных ресурсов. С целью обеспечения более широкого доступа учащихся к компьютерам, подключенным к Интернету, рекомендуется установить компьютеры в школьных библиотеках и подключить их к сети Интернет.
Интернет-ресурсы системы образования
Министерство образования Республики Беларусь | www.minedu.unibel.by |
НМУ «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь | www.adu.by |
Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь | www.giac.unibel.by |
ГУО «Академия последипломного образования» | www.academy.edu.by |
Республиканский институт контроля Знаний | www.rikz.unibel.by |
Республиканский институт профессионального образования | www.ripo.unibel.by |
ГУО «Минский областной институт развития образования» | www.moipk.minsk-region.edu.by |
Отдел образования Могилевского Горисполкома | city.mogilev.by/edu/ |
Перечень электронных средств обучения
Ниже приведен перечень ЭСО отраслевого фонда программных средств Главного информационно-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь (ГИАЦ); в который вошли ЭСО, прошедшие только техническую и дизайн-эргономическую экспертизу ГИАЦ, ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет».
ЭСО, разработанные за счет средств республиканского бюджета, а также ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет»
В ГИАЦ Министерства образования Республики Беларусь можно получить подробную информацию обо всех средствах обучения, а также ознакомиться с их содержанием.
Наименование ЭСО | Разработчик, год разработки |
---|---|
Начальная школа | |
*Беларуская мова. Пачатковая школа. Частка 1 | РБ / Софт-Перспектива, 2007 |
*Русский язык. Начальная школа. |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Человек и мир. |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Музыка. Виртуальная творческая лаборатория. IV класс | РБ / МедиуМ, 2008 |
*Начальная школа. Занятия по интересам. |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
*Русский язык. Начальная школа. |
РБ / ЦИРК БГУ, 2008 |
**Математическое лото | авт. Савчик В.С. Гимназия № 1 г.Мяделя Минской обл. |
**Изобразительное искусство, I класс | авт. Сабич В.Н. Гимназия № 22 г.Минска |
**Электронная поддержка учебного пособия «Учись рассуждать» | авт. Славников В.В., СШ № 2 г.Чаусы Могилевской обл. |
**Набор игр «Игровая площадка» | авт. Садовский Е.М., Семенова В.Г., Гордей Д.Н., Богданович В.С., СШ № 27 г.Бобруйска Могилевской обл. |
ПМК «Математика. Начальная школа» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
ПМК «Русский язык. Начальная школа» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
ПМК «Начальная школа: развиваем речь» | РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПМК «Пачатковая школа. Беларуская лексіка» | РБ / Инфотриумф, 2007 |
ПК «Гуляй і вучыся» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2007 |
ПМК «Учимся думать» | РБ / Инфотриумф, 2003 |
МИККИ | РБ / Инфотриумф, 1999 |
Музыкальный класс | РФ / КиМ |
Суперинтеллект | РФ / Новый диск |
ПМК «Роботландия» | РФ / Роботландия |
<...> | |
Иностранные языки | |
*Английский язык. Начальная школа. Часть 1 | РБ / Медиум, 2007 |
*ПМК «Подготовка к ЦТ по биологии, русскому, белорусскому и английскому языкам» | РБ / БГПУ, ИНИС-СОФТ, 2005 |
ПМК «Английская лексика» | РБ / ИНИС-СОФТ, 2000 |
REWARD. Уровень 1 Elementary | РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 2 Pre-Intermediate | РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 3 Intermediate | РФ / Новый диск |
REWARD. Уровень 4 Upper- Intermediate | РФ / Новый диск |
Профессор Хиггинс. Английский без акцента! | РФ / ИстраСофт |
Профессор Хиггинс. Немецкий без акцента! | РФ / ИстраСофт |
МУЛЬТИЛЕКС классический | РФ / МедиаЛингва |
Мультилекс 2.0 большой немецкий | РФ / МедиаЛингва |
<...> | |
Электронные энциклопедии | |
Большая энциклопедия КиМ 2009 | РФ / КиМ |
Детская энциклопедия КиМ 2009 | РФ / КиМ |
От плуга до лазера | Лондон / Dorling Kindersley |
Энциклопедия классической музыки | РФ / Коминфо |
Для воспитательных целей и внеклассной работы | |
**Видеоэкскурсия на мемориал «Детям — жертвам войны» | авт. Тарасеня Ж.В., Морозов Д.А., Жлобинский гос. проф. аграрно-технический колледж |
**Годы, опаленные войной. Хроника Великой Победы | авт. Андреенко Р.Е., Коваленя А.А., Олейник Л.Ф., СШ № 55 г.Минска |
**Киноурок «Память» (Афганистан болит в моей душе) | авт. Тимофеев В.А., Разнорович Т.Ю., Побегаев П.В., Харланов А.А., Могилевский государственный областной лицей № 1 |
**Школа Светофора | авт. Хаванова С.Н., Шмыгер О.И., Валюк Е.А., Гимназия № 1 г.Волковыска Гродненской обл. |
**Животный мир: открытия и легенды | авт. Сидорович И.Я., Малашко Е.Н., Мисюк К.А., СШ № 7 г.Слонима Гродненской обл. |
Программы для обеспечения мониторинга и управления образовательным процессом | |
Десятибалльный мониторинг | РБ / Инфотриумф, 2004 |
ПК «Знак» | РБ / ИНИС-СОФТ, |
ПараГраф: Учебное заведение XXI | РБ / ИНИС-СОФТ |
Примечание:
- Символом * отмечены ЭСО, которые разработаны за счет средств республиканского бюджета и распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
- Символом ** отмечены ЭСО победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.
Выбор обучающей программы
Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:- как эффективно использовать компьютер;
- какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);
- как не утонуть в море обучающих программ;
- как найти и выбрать нужную обучающую программу.
- функциональное назначение;
- категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;
- охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);
- наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;
- дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);
- тип лицензии, под которой распространяется программа;
- разработчики (фирма, отдельные лица).
Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.
Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для презентаций используются такие программные средства как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Фактически презентации являются электронными диафильмами, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что создать их может любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки, например HTML, XML, SGML. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:
- обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
- имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
- могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf, doc, txt) и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.
Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты. Опросники и тесты могут легко создать учителя или методисты с помощью специальных программ — конструкторов тестов.
Электронные учебники и электронные учебные курсы объединяют в единый программный комплекс все или несколько вышеописанных типов обучающих программ. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация); на следующем этапе он может поставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента), часто на этом этапе обучаемому доступен также электронный справочник и/или энциклопедия по изучаемому курсу; а в завершение он должен ответить на набор вопросов и, возможно, решить несколько задач (программные системы контроля знаний). После удачного прохождения всех этапов обучаемому предлагается следующая тема из этого курса.
Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.
Дополнением к этой классификации становятся программные средства разработки компьютерных обучающих средств. Наиболее известны из таких средств конструкторы уроков и учебных курсов, а также специализированные оболочки для разработки учебных курсов.
В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:
- Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.
- Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.
- Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).
Итак, выбор компьютерной обучающей программы можно начать с оценки следующих аспектов учебного процесса:
- ваши технические возможности;
- используемые вами организационные формы работы;
- этапы урока, на которых используются компьютерные технологии;
- целостность курса.
Описав необходимую программу по этим критериям, можно поставить задачу программисту или составить запрос для поиска в Интернете. Описав таким образом программу, можно убедиться в том, что нет необходимости ее искать, а можно создать самостоятельно или выбрать в школьной медиатеке.
Таким образом, преподаватель может составить представление о необходимом ему программном обеспечении. В частности, учителю, только начинающему использовать персональный компьютер на уроках, можно рекомендовать начать с сопровождения урока презентацией. В дальнейшем можно подключить и другие виды компьютерных обучающих программ.
В заключение отметим, что при постановке задачи на разработку нового обучающего программного обеспечения, как и при выборе из уже имеющихся программ, следует определить образовательную технологию, в рамках которой вы будете работать, а после этого поставить техническое задание, используя в том числе и предложенные критерии.
Литература
- Инструктивно-методическое письмо по использованию электронных средств обучения в образовательном процессе (2009/10 учебный год).
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001.
- Дворецкая А.В. Методы поиска обучающих программ в Интернете // Информатика: проблемы, методология, технологии: Материалы четвертой региональной научно-методической конференции
(3-4 февраля 2004г.). Воронеж: Воронежский государственный университет, 2004. С.78-81. - Дворецкая А.В., Рафаева А.В. Типология компьютерных средств обучения (в печати).
- Журнал «Педагогические технологии» № 3, 2004.
- Чернов А.И. Концепция и методика// На сайте «Компьютер на уроках истории, обществознания и права».
Методические материалы для учителей начальной школы
Электронные версии публикаций по начальной школе на сайтах Педагогической библиотеки — http://pedlib.ru/.
В разделе Педагогика имеются электронные версии статей из различных журналов, коллекция ссылок на электронную литературу и внушительная (более 500) коллекция картинок — изображения предметов, животных, видов спорта и др.
Вальдорфская школа «Семейный лад» — postman.ru/~semlad/.
Школа была создана в 1990 году. Цель — обучение без вреда для здоровья, гармоничное развитие личности ребенка и его природных способностей. Школа ориентирована на
Авторский сайт Игоря Сухина — suhin.narod.ru.
И.Г.Сухин — научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, автор более 30 популярных книг, методик раннего обучения игре в шахматы (с двух лет) и эффективного обучения чтению. На сайте представлены методические материалы — логические задачи, забавная математика, веселая логопедия, литературные викторины, сказки, загадки, скороговорки и многое другое, что будет полезно учителям и родителям.
Каталог детских ресурсов Kinder.Ru — www.kinder.ru. В описаниях ресурсов указан возраст, на который они рассчитаны, имеется раздел 100 лучших по отзывам интернет-аудитории ресурсов. Среди них немало полезных для педагогов начальной школы.
Детские разделы электронных библиотек. Хорошим подспорьем для внеклассной работы, и не только, могут быть тексты в детских разделах электронных библиотек. Большой список электронных библиотек различного направления приведен на сайте Союза образовательных сайтов сервера Allbest.Ru — www.allbest.ru/union/. Например, на сайте Альдебаран в детском разделе — www.aldebaran.ru/kid/ представлены электронные версии текстов произведений Г.Х. Андерсена, А. Линдгрен, М. Твена, Н. Носова. Учитель может их скачать и использовать на занятиях в виде распечаток.
Почитай-ка — www.cofe.ru/read-ka — детский сказочный электронный журнал на сервере Кофе.RU — www.cofe.ru. На сайте размещены тексты сказок, загадок, шуточные задачи, материалы конкурса юных писателей и поэтов, рассказы о необычных случаях и явлениях.
Популярные сегодня звуковые сказки в формате mp3 представлены на сервере издательства Кирилл и Мефодий — www.childrecords.Km.ru.